Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в Российской Федерации особое внимание уделяется социальной поддержке инвалидов, количество которых составляет 9,2% всего населения. Современная доктрина социального включения и ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов ставит новые задачи перед социокультурными учреждениями, определяя этим один из векторов их развития.
Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Современная страсть к познанию, горизонты которого раз за разом отодвигаются на все более необозримые расстояния, принуждает нас как и прежде обращаться к словам великого грека, подчеркивающим, что момент самоопределения и самопознания, осознание того, что представляет собой человек, как он видит себя и какое место занимает в мире, все еще является первостепенным и одним из самых важных. Об этом же говорил и русский религиозный философ Н.Бердяев, указывая на высокую актуальность самопознания, как для каждого человека, так и для всего человечества, поскольку только оно помогает осмыслить драму человеческого бытия, а также угрожающие тенденции развития современного общества. [8; с. 220].
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, которое не утрачивает значения с течением времени, обретая новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново осмысляемые в каждую эпоху, как и заключенные в них общечеловеческие ценности, продолжают волновать во все времена. [8; с. 223].
Почему же мне захотелось обратиться к трудам известных философов в начале своего исследования? Ответ думаю, что очень прост. Захотелось провести параллели между искусством и обликом Санкт - Петербурга, словно говоря о том, что просто навсегда останется в памяти, все, что с ним связано, будет запечатлено в фотографиях, рисунках, мемуарах и книгах. Все останется запечатленным и облик столь прекрасного города, который просто покоряет своей историей и красотой всех, кто хоть раз приехал в качестве туриста, да и не только туриста в Северную столицу. Санкт – Петербург стоит один раз увидеть, чтобы полюбить или же напротив раз и навсегда, но равнодушным не оставить попросту никого.
Экскурсия, словно историческое путешествие, в котором всегда можно оказать назад прошлое, полностью погружаясь в атмосферу города, проникаясь эстетикой , лицезрев весь исторический облик Петербурга конца девятнадцатого начала двадцатого столетия. Можно увидеть, что скрывает город от посторонних глаз, не показывая на первый план, скрываясь за дворцами и особняками. По – настоящему город откроется для того, кто жаждет понять все сердцем, полностью открываясь, словно на ладони, где все так просто и четко, как линии на руке.
Все соприкасается со временем, и все уходит в прошлое, полностью исчезая, не обошло стороной и торжественные парадные интерьеры.
Всегда интересно воображать и думать, представляя - Как он выглядел в обычный день во второе десятилетие двадцатого века?
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, которое не утрачивает значения с течением времени, обретая новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново осмысляемые в каждую эпоху, как и заключенные в них общечеловеческие ценности, продолжают волновать во все времена. [6; с. 23].
И если у здорового человека, который хорошо слышит и видит, есть такая возможность, и она предоставляется в невероятной легкостью, то у людей ограниченными возможностями здоровья нет такой возможности.
В этом смысле избранная нами тема, - «Совершенствование организации социально-культурной деятельности в музеях современного искусства (база: музей Стрит-Арта г. Санкт-Петербург)», - является актуальной на настоящее время.
Избранная тема позволит одновременно обратиться к наследию культуры, истории и искусства, рассматривая каким образом, преломляются представления о человеке и природе, как происходит внутреннее культурное взаимодействие через культурное пространство не только у здоровых, но и с ограниченными возможностями здоровья.
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: определить значение проектирования музейного пространства для всех людей
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1. Дать анализ российскому и международному опыту музеям в конце XIX – начале ХХ века
2. Рассмотреть российские и зарубежные музеи в ХХI веке.
3. Определить основные направления Музея Стрит - Арт.
Объектом исследования является «Стрит - Арт» и его значимость для общества.
Предметом изучения – история становления Музея: от начала до наших дней.
Предметом исследования стали книги, статьи и журналы по истории России и методики преподавания музеологии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что влияние «Стрит - Арт» неоспоримо, что благодаря такому интересному и значимому месту есть возможность прикоснуться к искусству, что возможность для развития представителей молодого поколения реализовывать свои таланты, не только здоровым людям, с ограниченными возможностями здоровья, но разве ли не чудесно?
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, музеологии, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам истории и музеологии в конкретный исторический период времени.
Основная гипотеза работы, выносимая на защиту, что музейное пространство «Стрит - Арт» объект экскурсионного исследования.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, списка и альбома иллюстраций.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверкин М.Г. Модификация факторов коммуникативного взаимодействия // Вопросы музеологии. 2010. №2. С. 157–164.
2. Арган Дис. К. История итальянского искусства Пер. с ит. В 2т. Под науч. ред. В.Д. Даисиной - М,: Радуга, 1990.-319с. ил. 96 л.
3. Арчер В., Щеглов Г., Мифологический словарь / В.Арчер, Г.Щеглов. – М.: Астрель. – 2006. – 368 с.
4. Ашаева С.В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. 2010. №4. С. 219–222.
5. Бартелеми Доминик. Бог и его образ: очерк библейского богословия / Пер. под ред. Центра изучения христианства России, 1992. – Электронный ресурс. – www.krotov.info
6. Белова О.Ю. История искусств. - М., Издательство «Аквариум», 1997
7. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
8. Бердяев Н.А., Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
9. Берестовская Д.С. Художественная культура эпохи Возрождения. - Симф., 2002.- 143 с.
10. Булгакова В.В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры. 2016. №34. С. 158–169.
11. Ваньшин С. Н, Ваньшина О.П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. М.: ГДМ, 2013.
12. Гринкевич В.В. Семидесяти процентам россиян музеи не интересны [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: https://iq.hse.ru/news/177666954.html (дата обращения: 12.06.17). Донина И.Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дис…. канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2014.
13. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002.
14. Зуев Г. И. Течёт река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта. - М.: Центрполиграф, 2012. - 640 с.
15. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2008. – 368 с.:ил.
16. Интерактивные формы в построении музейных экспозиций: отчет о НИР/Краснодарский гос. ин-т к-ры; рук. Н.Б. Акоева; исп. В.П. Гриценко и др. Краснодар, 2016. 89 с. URL: http://mkrf.ru/uplo ad/mkrf/mkdocs2017/20_03_2017_04.pdf. (дата обращения: 12.06.17).
17. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. Спб.: Паритет, 2002. – 478 с.
18. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М.: Мысль, 2001. – 332 с.
19. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник СПбГУКИ. 2015. №4. С. 123–128.
20. Тавлинцева Е.Ю. Эпоха великих гастрономических открытий // Реабилитация инвалидов музейными средствами: мат-лы круглого стола. М., 2011. С. 57–63.
21. Царева Т.Б. Музей доступен всем // Музей и образование в новом социокультурном измерении: мат-лы междунар. науч.практ. конф. СПб., 2010. С. 197–198
Сайты:
https://streetartmuseum.ru/